Здоровое питание - здоровые дети
Состояние здоровья детского населения, его охрана и укрепление является центральной проблемой на всех уровнях общества, поскольку в основе перспектив его развития находится здоровье подрастающего поколения. Особую значимость эта проблема приобретает в связи с изменением социально-экономической ситуации и экологической обстановкой.
В школе в последние годы организация рационального здорового питания ребенка приобрела особое значение, так как дети все больше времени проводят в учебном заведении в связи с интенсификацией процесса обучения.
ООО "Комбинат социального питания"
придерживается следующих принципов организации питания:
- Удовлетворенность: удовлетворение потребности обучающихся в пищевых веществах и энергии в соответствии с возрастными физиологическими особенностями, рациональное распределение энергетической ценности по отдельным приемам пищи;
- Безопасность: безопасность кулинарной продукции, которая достигается посредством системы многоступенчатого контроля качества, реализуемой специалистами компании;
- Качество: адекватная технологическая обработка пищевых продуктов, обеспечивающая максимальную сохранность пищевой ценности, высокие вкусовые качества кулинарной продукции, ее диетическую направленность;
- Инвестиции: полная модернизация школьных пищеблоков, установка новейшего технологического оборудования, приобретение нового инвентаря, проведение дизайнерских ремонтов в школьных столовых и преобразование их в формат Центров здорового питания.
Новый СанПиН, нормы по питанию и правила составления школьного меню
При составлении рационов питания, прежде всего, обращается внимание на обеспечение энергетического баланса: поступление калорий в организм, которое должно быть строго сбалансировано с их расходом. Количественное и качественное распределение пищи имеют некоторые различия в зависимости от характера учебного процесса и расписания.
В соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами при четырехразовом питании завтрак составляет 25%, обед – 35%, полдник – 15%, ужин – 25%. Для обучающихся в школах ООО «Город Кафе» организовывает двухразовое горячее питание (завтрак и обед).
Организм ребенка даже в состоянии покоя расходует энергию. При мышечной и умственной работе обмен веществ усиливается. По сравнению с лежанием расход энергии повышается даже при спокойном сидении на 12%, при стоянии – на 20%, при ходьбе – на 80 – 100%, при беге – на 400%.
Расход энергии колеблется в зависимости от возраста детей. Восполнить энергию можно только за счет питания. Чтобы пища принесла максимальную пользу, она должна содержать все вещества, из которых состоит наше тело: белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, витамины и воду.
Суточная потребность в основных пищевых веществах и энергии для детей и подростков различных возрастных групп приведена в таблицах ниже.
Потребность в пищевых веществах, энергии, витаминах и минеральных веществах (суточная) для детей с 7 до 11 и старше 11 лет (Приложение №10 к СанПиН 2.3/2.4.3590-20)
Таблица 1
Название пищевых веществ |
Усредненная потребность в пищевых веществах для обучающихся двух возрастных групп |
|
С 7 до 11 лет |
Старше 11 лет |
|
Белки (г/сут) |
77 |
90 |
Жиры (г/сут) |
79 |
92 |
Углеводы (г/сут) |
335 |
383 |
Энергетическая ценность (ккал/сут) |
2350 |
2720 |
Витамин В1(мг/сут) |
1,2 |
1,4 |
Витамин В2(мг/сут) |
1,4 |
1,6 |
Витамин С (мг/сут) |
60 |
70 |
Витамин А (рет. экв/сут) |
700 |
900 |
Витамин D (мкг/сут) |
10 |
10 |
Кальций (мг/сут) |
1100 |
1200 |
Фосфор (мг/сут) |
1100 |
1200 |
Магний (мг/сут) |
250 |
300 |
Железо (мг/сут) |
12 |
18 |
Калий (мг/сут) |
1100 |
1200 |
Цинк (мг/сут) |
10 |
14 |
Йод (мг/сут) |
0,1 |
0,12 |
Селен (мг/сут) |
0,03 |
0,05 |
Фтор (мг/сут) |
3 |
4 |
Потребность в пищевых веществах и энергии обучающихся образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования (СанПиН 2.4.5.2409 – 08)
Таблица 2
Название пищевых веществ |
Потребность в пищевых веществах для обучающихся юношей и девушек |
|
Юноши 15 -18 лет |
Девушки 15 – 18 лет |
|
Белки (г) |
98 - 113 |
90 - 104 |
В т.ч. животного происхождения |
59 - 68 |
54 - 62 |
Жиры (г) |
100 - 115 |
90 - 104 |
В т.ч. растительного происхождения |
30 - 35 |
27 - 31 |
Углеводы (г) |
425 - 489 |
360 - 414 |
Энергетическая ценность (ккал) |
3000 - 3450 |
2600 - 2990 |
Витамины: |
||
Витамин С (мг) |
70 |
70 |
Витамин А (мг рет. Экв)* |
1,0 |
0,8 |
Витамин Е (мг ток. Экв)** |
15 |
12 |
Тиамин (мг) |
1,5 |
1,3 |
Рибофлавин (мг) |
1,8 |
1,5 |
Пиридоксин (мг) |
2,0 |
1,6 |
РР (мг ниац.экв)*** |
20 |
17 |
Фолат (мкг) |
200 |
200 |
Минеральные вещества: |
||
Кальций (мг) |
1200 |
1200 |
Фосфор (мг) |
1800 |
1800 |
Магний (мг) |
300 |
300 |
Железо (мг) |
15 |
18 |
Йод (мг) |
0,13 |
0,1 |
Для обеспечения растущего организма энергией, всеми необходимыми веществами специалистами Научно–исследовательского института питания РАМН составлены среднесуточные наборы пищевых продуктов для обучающихся в разных типах образовательных учреждений (табл.3). Перечни пищевых продуктов вошли в соответствующие Санитарно – эпидемиологические правила и нормативы и утверждены Постановлениями Главного государственного санитарного врача Российской Федерации.
Рекомендуемые среднесуточные наборы пищевых продуктов, в том числе используемые для приготовления блюд и напитков, для обучающихся общеобразовательных учреждений (СанПиН 2.3/2.4.3590-20)
Таблица 3
Наименование продуктов |
Количество продуктов в зависимости от возраста обучающихся |
|||
в г, брутто |
в г, мл, нетто |
|||
7 -10 лет |
11 – 18 лет |
7 -10 лет |
11 – 18 лет |
|
Хлеб ржаной |
80 |
120 |
80 |
120 |
Хлеб пшеничный |
150 |
200 |
150 |
200 |
Мука пшеничная |
15 |
20 |
15 |
20 |
Крупы, бобовые |
45 |
50 |
45 |
50 |
Макаронные изделия |
15 |
20 |
15 |
20 |
Картофель |
250* |
250* |
187 |
187 |
Овощи свежие, зелень |
350 |
400 |
280** |
320** |
Фрукты свежие |
200 |
200 |
185** |
185** |
Сухофрукты |
15 |
20 |
15 |
20 |
Соки плодовоовощные, напитки витаминизированные, в т.ч. инстантные |
200 |
200 |
200 |
200 |
Мясо жилованное (мясо на кости) 1кат. |
77 (95) |
86 (105) |
70 |
78 |
Птица (цыплята-бройлеры потрошенные 1-й кат.) |
40(51) |
60(76) |
35 |
53 |
Рыба (филе), в т.ч. филе слабо или малосоленое |
60 |
80 |
58 |
77 |
Субпродукты (печень, язык, сердце) |
30 |
40 |
30 |
40 |
Молоко (массовая доля жира 2,5%, 3,2%) |
300 |
300 |
300 |
350 |
Кисломолочные продукты (массовая доля жира 2,5%, 3,2%) |
150 |
180 |
150 |
180 |
Творог (массовая доля жира 5% - 9%) |
50 |
60 |
50 |
60 |
Сыр |
10 |
12 |
10 |
15 |
Сметана (массовая доля жира не более 15%) |
10 |
10 |
10 |
10 |
Масло сливочное |
30 |
35 |
30 |
35 |
Масло растительное |
15 |
18 |
15 |
18 |
Яйцо диетическое |
1шт. |
1шт. |
1шт. |
1шт. |
Сахар*** |
30 |
35 |
30 |
35 |
Кондитерские изделия |
10 |
15 |
10 |
15 |
Чай |
0,4 |
0,4 |
1 |
2 |
Какао-порошок |
1,2 |
1,2 |
1 |
1,2 |
Дрожжи хлебопекарные |
1 |
2 |
0,2 |
0,3 |
Крахмал |
3 |
4 |
3 |
4 |
Соль |
3 |
5 |
3 |
5 |
Специи |
2 |
2 |
2 |
2 |
Приведенный набор продуктов условно можно разделить на четыре группы в зависимости от того, какую роль они играют в питании.
К первой группе относятся продукты животного происхождения, являющегося источником полноценного белка – белка, содержащего все необходимые элементы для построения тканей организма (молоко и молочные продукты, мясо и мясные продукты, рыба и рыбные продукты, яйца).
Ко второй группе относятся продукты растительного происхождения, которые наряду с продуктами животного происхождения так же являются источником белка, но белок их менее ценен. Продукты этой группы высококалорийны и важны как источник углеводов (мука, хлеб ржаной и пшеничный, крупы, бобовые, макаронные изделия).
К третьей группе продуктов относятся жиры. Они отличаются наибольшей калорийностью – 100 г жира содержат 780-930 ккал, что в 2 -3 раза больше калорийности других продуктов. Степень усвояемости жиров колеблется от 80 до 98% и во многом зависит от температуры их плавления. Жиры служат для человека единственным источником жирорастворимых витаминов, а так же ненасыщенных жирных кислот.
В четвертую группу продуктов входят овощи и фрукты.